Революционно - демократические идеи и
полит. программа Сунь Ятсена.
Три народных принципа: национализм, народовластие,
народное благосостояние.
Для установления народовластия необходимо равенство. Равенство не
означает, что все люди рождаются одинаковыми - главное, чтобы всем был
предоставлен равный шанс на развитие своих способностей. Любой человек
должен иметь возможность самореализации, а такая возможность
обеспечивается только соответствующим образованием. Однако Сунь Ятсен
отрицал то, что называл "фальшивым равенством": то есть искусственное
равенство, "навязанное" сверху гражданам. Фальшивое равенство является
своеобразным аналогом естественного неравенства, потому что не
позволяет особо одаренным людям реализовать свои таланты. По мнению
Сунь Ятсена, от него нужно избавляться, как и от неравенства.
В идеальном демократическом государстве пять ветвей
власти: исполнительная, законодательная, судебная, селективная и
контрольная.
Сунь Ятсен считал, что в Китае должна быть проведена
экономическая реформа: перераспределение земельной собственности под
лозунгом "Земля - крестьянам". Нужно прийти к новой концепции действия,
опровергающей старое народное выражение: "Познать просто, осуществить
на практике трудно". Только новое отношение к практике способно
революционизировать Китай.
Хорошо знакомый с политическими реалиями Европы и
США, Сунь Ятсен был убежден в том, что только демократия может спасти
Китай. Он хорошо понимал, что благодаря воздействию тысячелетней
традиции китайский менталитет легко мирится с тем, что в управлении
государством принимает активное участие лишь избранное меньшинство и
правительство нисколько не считается с мнением большей части общества.
Поэтому Сунь Ятсен стремился активизировать деятельность масс, развивая
свою теорию знания и действия. Сунь Ятсен определял политику как
"публичное управление делами государства" и считал, что каждый
гражданин имеет право на участие в делах государства.
Чтобы избавить государство от потрясений, нужно сделать его
демократическим, устранить несправедливость.
Такое понимание равенства уже свидетельствует об
оригинальности Сунь Ятсена как политического мыслителя. Его теория
демократии не является копией западных образцов. Наиболее ясно его
концепция изложена в статье "Пять ветвей власти при демократии". Она
свидетельствует о том, что источником его вдохновения была, несомненно,
Америка (с тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной,
судебной). Однако американскую систему Сунь Ятсен обогащает
традиционными китайскими требованиями, добавляя контрольную и
селективную (отбор посредством экзаменационной системы) ветви власти.
Отдав кадровый вопрос в руки исполнительной власти,
президента или министров, то, по убеждению Сунь Ятсена, они начнут
формировать управленческие кадры, руководствуясь принципом личной
преданности, и тем самым нанесут урон принципу справедливости. Если же
выделить систему селекции государственных чиновников в отдельную ветвь
власти, то ее авторитет укрепится, а справедливость восторжествует.
Сунь Ятсен был хорошо знаком с экономической теорией
Маркса, и, возможно, именно с критики марксизма началось создание его
собственной экономической теории. Маркс полагал, что движущей силой
исторического прогресса является классовая борьба, тогда как Сунь Ятсен
считал классовую борьбу признаком болезни общества, критикуя Маркса за
то, что тот выступал в роли патологоанатома, а не терапевта общества.
Он видел цель прогресса в построении общества всеобщего благосостояния
на основах коллективизма.
Тем не менее Сунь Ятсен сильно склонялся к социалистическим
теориям, в том числе и в сфере экономики. В качестве основного принципа
он выдвигал принцип перераспределения общественных богатств, однако
понимал его иначе, чем социалисты. Китай в то время был преимущественно
аграрной страной, поэтому самым животрепещущим был вопрос о земельной
реформе. Сунь Ятсен разработал свой проект земельной реформы на
основании политики "уравнивания прав земельной собственности".
Земельную реформу планировалось начать с того, что все помещики должны
были оценить свои земли по справедливости и сообщить соответствующие
данные правительству. Правительство получает право выкупить ее у
помещиков. Оцененная правильным образом земля становится общественным
достоянием. Если правительство выкупает земельный участок, оно должно
перепродать его крестьянам на льготных условиях, руководствуясь
принципом: "Земля - крестьянам". Кстати, не столь давно на Тайване
начали на практике осуществлять эту земельную реформу, и она привела к
значительным успехам.
Помимо земельной реформы Суш Ятсен разработал
программу индустриализации страны и контроля правительства над частным
капиталом.