Проблемы отношений СССР с Китаем после 1 мировой войны
После окончания 1 Мировой Войны
советское правительство пыталось наладить отношения с Китаем. Для этого
по согласованию с НКИД РСФСР в июне 1920 г. в Китай была послана
дипломатическая миссия во главе с И.Л.Юриным. Юрин предложил установить
консульские отношения между Китаем и РСФСР, заключить торговый договор
и решить проблему КВЖД. Однако миссия Юрина в Пекине была принята
только в качестве торговой делегации. При этом де-факто прямые
трансграничные отношения РСФСР с Китаем развивались достаточно успешно.
27 мая 1920 г. было подписано соглашение о пограничной торговле между
советскими властями Туркестана и местным правительством китайской
провинции Синьцзян, которое, в частности, позволяло частям Красной
армии преследовать отряды "белых" на территории Синьцзяна при
содействии местных властей. В марте 1921 г. аналогичное соглашение было
подписано между властями ДВР и китайской приграничной провинции Цицикар.
Параллельно Китай явочным порядком ликвидировал
права и привилегии России на китайской территории. Права
экстерриториальности и консульской юрисдикции российских граждан были
отменены, а российские концессии в Тяньцзине и Ханькоу перешли под
китайское управление "до установления законной власти в России". В 1920
г. Китай также ужесточил свои позиции по отношению к КВЖД - состав
правления дороги был изменен таким образом, что китайские представители
впервые получили в нем большинство. Опираясь на него, китайская сторона
стала преобразовывать КВЖД в чисто коммерческое предприятие, согласно
букве контракта 1896 г., и приступило к ликвидации имевшихся ранее
политических полномочий администрации дороги.
Единственной причиной, которая
удерживала пекинское правительство от национализации КВЖД, была
недвусмысленная позиция западных держав, которые заранее предупредили
Пекин о непризнании такого решения, поскольку оно создало бы прецедент
в отношении всей иностранной собственности в Китае. К концу 1920 г.
Китай освоил весь объем возможностей, возникших в связи с ликвидацией
привилегий царской России, от которых отказалось советское
правительство. Тем не менее, Пекин продолжал игнорировать усилия Москвы
установить с Китаем дипломатические отношения.
Остро стояла в отношениях России с Китаем
проблема Монголии. Российские интересы в Монголии традиционно были
значительными. Международный статус Монголии определялся Кяхтинским
соглашением между Россией и Китаем от 7 июня 1915 г., которое
обеспечивало Внешней Монголии в составе Китая широкую автономию. Россия
признавала сюзеренитет Китая в отношении Монголии, но любые
затрагивающие Россию вопросы политического и территориального характера
предпочитала решать на трехсторонней основе при участии монгольской
стороны. После крушения Российской империи соотношение сил в Монголии
нарушилось. Номинально верховным владыкой Монголии считался глава ее
ламаистской церкви богдо-гогэн.
Дружественное отношение монгольского руководства и
монгольского населения к Красной армии, а также пассивность китайского
правительства в монгольском вопросе позволили советским вооруженным
силам беспрепятственно оставаться в Монголии неопределенно долго.
Монголия фактически превратилась в сферу влияния Советской России.
Такое положение дел было закреплено в июле 1921 г. официальной просьбой
монгольского правительства не выводить части Красной армии из Монголии.
Таким образом, в Монголии большевики смогли полностью реализовать
установку Коминтерна на оказание поддержки национально-революционному
движению на Востоке. Тем не менее, юридически Советская Россия
продолжала признавать Монголию частью Китая и не устанавливала
дипломатических отношений с МНР.