План
раздела Османской империи
Судьба Османской империи после окончания Первой мировой войны была
главным вопросом международных отношений на Ближнем Востоке в первой
трети XX века. Каждая из великих держав стремилась извлечь максимальную
выгоду из поражения и последующего раздела Османской империи. Наиболее
активными в этом процессе были Великобритания и США. Они и играли
главную роль в определении будущего некогда могущественной империи.
Безусловно, главный вопрос, который стоял в переговорах великих держав
как в годы войны, так и после ее окончания - это вопрос о разделе
Османской империи. Важной составляющей частью этого вопроса являлась
судьба Армении. Существовала идея создания независимого Армянского
государства.
Еще в годы войны страны Антанты разработали планы раздела Османской
империи и заключили секретные договоры об этом. Так, в 1916 г. в
Петрограде, одним из предметов переговоров с участием английского и
французского представителей Сайкса и Пико была судьба Армении. Было
решено, что северная часть Армении отойдет под русский контроль, а
южная - под французский. Когда к власти в России пришли
большевики, они провозгласили новый принцип: "Мир без аннексий и
контрибуций" и отказались от всех секретных договоренностей царского
правительства. После этого Россия перестала быть претендентом на
"наследство" Османской империи. Но практически в это же время на арену
выходит еще одна великая держава, которая оказалась в стане победителей
в Первой мировой войне, и которая имела свои планы относительно
будущего Турции и ее владений - США.
В 1917 г. в составе американской администрации было создано
Исследовательское бюро (Inquiry), целью которого было изучение
положения в Европе и Азии и определение интересов США в этих регионах и
приемлемых для американцев условий будущих мирных договоров с
побежденными странами. Фактически это бюро стало действовать под
руководством личного советника президента Вильсона полковника Э. Хауза.
В меморандуме Исследовательского бюро (Inquiry) от 22 декабря 1917 г.
говорилось: "Необходимо освободить подчиненные нации Османской империи
от угнетения и плохого управления. Это предполагает, по крайней мере,
автономию для Армении и защиту Палестины, Сирии, Месопотамии и Аравии
со стороны цивилизованных наций".
В январе 1918 г. Вильсон опубликовал "14 пунктов". Одним из основных
положений их был отказ от всех секретных договоров союзников,
заключенных без участия США. За благородными целями и словами стояли
интересы американских нефтяных компаний, которые хотели иметь
доступ и влияние на нефтеносные районы Ближнего Востока. Но на эти
территории имели свои притязания англичане с французами, и во
время войны они уже предварительно договорились о разделе. Хотя
формально США и объявляли войну Турции, фактически боевых действий с
турецкими войсками американцы не вели. Союзники пытались использовать
этот момент и не дать участвовать американцам в разделе турецкого
"наследства".
11 ноября 1918 г. закончилась Первая мировая война. Осенью 1918 г.
британское правительство, рассчитывая, что американцы смогут умерить
французские претензии на Сирию и Палестину, решило допустить США к
дележу турецкого "наследства". В январе 1919 г. начала свою работу
Парижская мирная конференция. В секретном документе от 21 января
"Предварительные рекомендации президенту Вильсону исследовательским
отделом американской делегации на мирной конференции" говорится, в
частности, что рекомендуется создание армянского государства.
Территория предполагаемого армянского государства охватывает почти всю
Восточную Анатолию до хребтов Тавра и Антитавра с выходами к Черному и
Средиземному морям. Главным черноморским портом должен был стать
Трапезунд, а средиземноморским - Адана.
Британское правительство полагало, что первым шагом к
англо-американской гармонии на Ближнем Востоке должна стать мандатная
система, которую разработал премьер-министр Южно-Африканского Союза
генерал Ян Смэтс при содействии личного секретаря и советника Ллойд
Джорджа по международным вопросам Филиппа Керра. Было предложено
включить принцип мандата в новую систему международных отношений. 15
февраля 1919 г., после одобрения проекта Устава Лиги Наций на пленарном
заседании Парижской мирной конференции, Вильсон отправился в Вашингтон,
чтобы добиться от сената согласия на участие США в Лиге Наций и
сопряженные с этим обязательства военно-политического характера. Тем
временем, англичане и французы продолжали закулисные переговоры о
разделе Османской империи. Американцы в общих чертах были посвящены в
условия секретных англо-французских договоренностей. 7 марта
премьер-министры Великобритании и Франции Ллойд Джордж и Клемансо
завели разговор с полковником Хаузом о будущем распределении мандатов.
По взаимному соглашению сторон Великобритания должна была получить
Палестину и Месопотамию с Мосулом, Франция - Сирию и часть Киликии, США
- Константинополь, Проливы и Армению. Фактически это означало,
Соединенные Штаты должны были "отработать" свое участие в
ближневосточных делах путем проведения крупномасштабных военных акций
против Советской России через Проливы и Закавказье, а также навести
порядок в Турции, где разворачивалось национально-освободительное
движение. Хауз отметил, что англо-французский контроль над указанными
территориями не вполне отвечает американским интересам. Однако в тот же
день он известил о состоявшейся беседе Вильсона и выразил надежду на
то, что США примут мандат, как только подобное предложение будет
сделано официально. Говоря о системе мандатов, британский министр
иностранных дел лорд Керзон высказал предположение, что участники
конференции слишком поспешно приходят к выводу о готовности Соединенных
Штатов принять на себя обязательства мандатария: "если бы Америка
согласилась принять на себя такую ответственность, она должна была бы,
вероятно начать с Константинополя или Армении". На заседании Совета
четырех 14 мая 1919 г. после консультаций с Вильсоном и французским
премьер-министром Клемансо глава британского правительства Ллойд
Джордж предложил следующую резолюцию: "Мандат на провинцию
Армения в пределах границ, которые будут согласованы между
американской, английской, французской и итальянской делегациями, с их
рекомендациями, если они будут одобрены единогласно, должен быть принят
единогласно". Позже было получено согласие итальянского премьера,
который отсутствовал на заседании. Вудро Вильсон принял предложение от
имени Соединенных Штатов Америки, но при условии одобрения его сенатом.